Июль
25

Проектирование успешного веб сайта

Проектируя для разных заказчиков, как в команде, так и на фрилансной основе. Столкнулся с очень интересным парадоксом, чем круче у заказчика команда, тем хуже получается проект в итоге. Прокручивая различные ситуации, понял, что у проектной команды нет единого свода правил, по которому все они действуют. Т.е. каждый сам по себе молодец, и шарит в определенной области круче всех, абсолютно все знают бизнес цели заказчика, и стремятся к достижению этих целей. Но где то, по ходу дела, происходит «профук», и результат удручает всех, но все натягивают улыбки и говорят: вот это мы замутили.

Что же тогда это за свод правил, которым стоит следовать и все должны его знать? Дизайнер на это скажет: что у него свои правила (сетка, художественное восприятие); Программист: так не надо делать, так неправильно (не спрашивайте как, правильно, вам не ответят); Юзабилист: он так вообще имеет уникальную точку зрения, опираясь на эмпирические знания когнитивной психологии, и поведенческого анализа. И на каждом этапе продавливание своей альтернативы, ведет к дискредитации всего проекта.

 

Все пытаются бороться по разному: кто то внедряет кайзен, кто то agile (думаю вам знакомы понятия SCRUM и KANBAN), кто то вврдит жесткую структуру управления проектами в стиле PMI. Правды нет ни у кого, но есть и у всех. Наиболее удобоваримые правила, в частности для меня, вывел эксперт юзабилити А.Кузнецов, имеющий диплом психолога социолога и сертификат CooperU Interaction Design Practicum.

Что такое успешный веб сайт?

Успешный веб‐сайт не только востребован на рынке и при этом не только выполняет свое функциональное назначение, но и доставляет пользователю удовольствие в такой степени, что тот начинает рекомендовать его своим друзьям и знакомым.

Достичь эти моменты возможно, учитывая основные психологические особенности восприятия человека:

  1. Особенности, связанные со зрением, видением, распознаванием и вниманием
  2. Особенности, связанные с памятью
  3. Особенности, связанные с мышлением

Особенности, связанные со зрением, видением, распознаванием и вниманием

Наше видение настроено на восприятие структур, используя гештальт принципы мы выделяем:
  • Близость
  • Схожесть
  • Неразрывность
  • Целостность
  • Симметрия
  • Общее действие
  • Фигура / Фон
Мы воспринимаем то, что ожидаем, на наше восприятие влияют:
  • Наши цели
  • Контекст
  • Наш предыдущий опыт
Чтение – это распознавание образцов. Обучение чтению включает тренировку нашей визуальной системы распознавать образцы:
  • Буквы по характерным деталям
  • Сочетания букв
  • Слова
  • Сочетания слов
Наше цветовое восприятие ограничено
Наше периферийное зрение ограничено
Наше внимание ограничено

Особенности, связанные с памятью

  1. Предыдущий опыт

Особенности связанные с мышлением

  1. Чаще всего мы думаем о задачах, а не об инструментах для их выполнения
  2. Мы ищем, используем и навязываем структуру всему
  3. Мы не любим догадываться и делать логические умозаключения
  4. Мы обучаемся быстрее, если:
  • Нам знаком словарь
  • Словарь составлен и применяется единообразно

Категории правил создания веб сайтов:

  • Процесс создания веб сайта
  • Визуальные элементы, составляющие пользовательский интерфейс
  • Весь сайт в целом
  • Взаимодействие пользователей с веб сайтом

I. Бизнес цели веб сайта

Сформулируйте бизнес цели веб сайта, расставьте приоритеты и донесите эту информацию до всех членов команды разработки. Используйте в постановке бизнес-целей метод S.M.A.R.T.

  • Specific – Конкретная
  • Measurable – Измеримая
  • Attainable – Достижимая
  • Realistic – Реальная
  • Time‐based – Привязанная ко времени

II. Целевая аудитория

Чётко определите целевую аудиторию вашего веб сайта и опишите ключевые характеристики выбранных групп. Определите кому вы хотите предложить ваши услуги. Исследуйте целевую аудиторию, узнайте какие есть цели и задачи у этих людей, связанные с вашим веб сайтом. Выделите в ней группы, схожие по целям и паттернам поведения. Определите, какие группы будут для вас наиболее важны. Определите, какие цели представителей этих групп вы хотите удовлетворить.

III. Правила проектирования

  • Понятность – Пользователи должны ясно понимать смысл и предназначение всех текстов, графических элементов, навигации и элементов управления.
  • Визуальная ясность – Создайте ясную структуру и иерархию всех визуальных элементов. Поддерживайте визуальное сканирование интерфейса. Минимизируйте визуальный шум.
  • Корректность – Добейтесь корректности, работоспособности, правильности использования всех элементов пользовательского интерфейса. Используйте все элементы по назначению.
  • Единообразие – Соблюдайте единообразие терминов, концепций, визуального стиля.
  • Минимализм и обоснованность – Каждый элемент интерфейса, который видит пользователь должен доказать своё право на существование.

IV. Аспекты взаимодействия

  • Задачи пользователя – Фокусируйтесь на пользователях и их задачах. Рассматривайте решение задач с точки зрения пользователей. Обеспечьте решение наиболее важных задач в первую очередь.
  • Контроль и свобода – Создайте и поддерживайте у пользователя ощущение контроля за ситуацией и свободы выбора способа решения задач.
  • Обратная связь – Обеспечьте своевременную информативную обратную связь.
  • Обработка ошибок – Максимально содействуйте предотвращению и исправлению ошибок пользователя.

Современный веб сайт или веб сервис должен быть простым, понятным и удобным для конечного пользователя! Психология пользователя в Интернете такова: если он не сможет быстро разобраться в том, как воспользоваться вашей услугой — он уйдет к конкурентам, у которых все устроено проще и понятнее.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить